Как написать шедевр.
Молодые авторы задаются массой вопросов о том, как сделать свою книгу произведением искусства, а не просто словами на бумаге. Многие, пройдя тернистый путь, в итоге приходят к истине, но тернистый путь придется пройти в любом случае. Но его можно сократить. Надеемся, наши советы помогут вам.
- Концепция.
Прежде чем начинать произведение, хорошо продумайте его концепцию, сделайте «макет», если угодна такая интерпретация. О чем книга поведает читателю? Какова будет манера повествования? Подумайте, отражает ли название идею произведения? И, в конце концов, какова цель?.. Конечно, многое еще не раз поменяется в процессе, но начинать с чего-то надо. Так же заранее определитесь с объемом. Будет ли это роман на несколько сотен страниц, небольшой рассказ или повесть?
Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги» (простите за небольшой каламбур), советовал установить для себя некий лимит – сколько страниц вы будете писать в день. К примеру, если каждый день писать по десять страниц для своей книги, получится триста страниц в месяц. (Но вероятно он имел ввиду десять страниц рукописного текста, а в электронном формате это пара-тройка страниц в Word). Получается, за полгода даже очень объемная книга будет готова, и вы сможете заняться ее доводкой.
- Сюжет.
Многие известные авторы советуют: не стоит задавать себе цель сразу придумать весь сюжет. Вполне нормально придумывать сюжет по ходу действия, главное в нем – логика и отсутствие пробелов. Любые поступки ваших персонажей должны быть обоснованы.
Не стоит слишком закручивать сюжет. Раскрывайте интригу постепенно с помощью множества персонажей, ведь если ваш герой один такой умный и находчивый, он может оттолкнуть читателей образом «Мери-Сью». Однако, если вы задумали, что главный герой вашей книги на голову выше всех остальных, вы должно обосновать это.
Динамику произведению придадут различные случайности, но не переборщите с ними. Так же интересен ход из разряда «случайности не случайны». К примеру, главный герой «случайно» сталкивается с какой-то проблемой, которая счастливым образом разрешается. А спустя несколько глав вы вскользь упоминаете, кто помог главному герою.
- Образ главного героя.
Молодому автору следует детально проработать главного героя (героев, если он не один). Все они должны обладать какими-то отличительными чертами внешности или характера. У персонажа должна быть какая-то черта, по которой у читателя в дальнейшем будет мгновенно выстраиваться образ. (Например, прочтите книгу Теодора Драйзена «Финансист», или любую из этой трилогии. У Драйзена множество героев, буквально сотни, и каждый из них детально проработан, обладает какой-то отличительной чертой, а так же указано, как сам главный герой относится к данному персонажу).
Действия персонажей должны логически вытекать из проявлений характера. Сразу необходимо определиться и с тем, от чьего лица будет вестись повествование. Существуют персонажи «клише», например, женщина за тридцать, помешанная на замужестве, или странный ученый, точно так же относящийся к науке. Один или два таких героя, сделанных «по законам жанра», добавят комичности. В целом, уделяйте больше внимания проработке не только главного героя, но и его окружения. Согласитесь, плохо, когда вы читаете книгу, и там погибает кто-то из второстепенных персонажей, а вы даже не можете вспомнить, как он выглядит и вообще что он делал.
- Место действия.
Где происходят события, описанные в книге? Если это реальный город, вам придется изучить карту, посмотреть фотографии. Если город абстрактный, продумайте его так же, как и персонажей, ведь именно здесь они проводят свою жизнь, а иначе будет казаться, что герои находятся в пустоте. Обстановка должна быть со своей изюминкой.
- Техника письма.
Конечно, многие начинающие писатели считают, что у них неповторимый стиль, и нельзя рушить его «правилами», которые установили какие-то другие писатели. Если у вас есть стиль, правила не убьют его – узнать о правилах стоит. Книг и статей о технике письма множество, к примеру, «50 приемов письма» Роя Питера Кларка. Он писал советы для журналистов, но почти все они подойдут и для писателя, к тому же, в конце каждой главы с новым «приемом письма», он выкладывает упражнения (да-да, упражнения, так что «50 приемов письма» вполне можно назвать учебником).
Диалоги – отдельная тема для разговора. Наверняка вы замечали, что у некоторых, даже именитых авторов, диалоги сильно выделяются на фоне остального текста, как в хорошую, так и в плохую сторону. К примеру, Говард Лавкрафт в своем творчестве (особенно в раннем) крайне редко использовал диалоги, потому что получались они у него из рук вон плохо. Современники отмечали – Лавкрафт был косноязыким, не умел общаться с людьми, предпочитая живому общению переписке – и тут его талант проявлял себя во всей красе. Не удивительно, что в собрании сочинений длиною в восемьсот страниц, диалоги можно пересчитать по пальцам.
В общем, если в этом вы похожи на Лавкрафта, писатели дают совет проговаривать свои диалоги. Проговаривайте фразы вслух своему отражению, будто говорите с реальным человеком, и записывайте движения рук, тела, мимику.
- И напоследок.
Вот последняя буква легла на бумагу, но самая нудная, и самая важная работа только начинается. Перечитывайте свое произведение, обязательно вслух – так вы отметите все ошибки и нестыковки. Дайте почитать книгу своим близким, только обязательно просите их тщательно обосновать свое мнение, неважно плохое оно или хорошее. Здесь уместно вспомнить рассказ о том, как делаются рецензии в крупных издательствах: если пришло письмо, где вас нахваливают, но вежливо отказывают – рукопись точно не понравилась и скорее всего, чтение не зашло дальше пары страниц, а вот в письме, где цензор начинает поносить персонажа, сюжет – да все подряд – значит, в вас видят потенциал! Рукопись не только прочитали до конца, но и указывают вам на недостатки, которые следует исправить – а это дорогого стоит.